Расширение цифрового приказа

Минцифры предлагает расширить рамки пилотного проекта по использованию кадрового электронного документооборота (КЭДО) на госслужбе, включив в него, помимо ведомств, также государственные компании и организации. Для этого новым участникам будет дан доступ к «Единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы» (ЕИСУКС). Эксперты ожидают, что по завершении эксперимента электронный оборот кадровых документов будет внедрен в госструктурах и госорганизациях повсеместно.

Разработанный Минцифры проект постановления правительства предполагает подключить к эксперименту по использованию кадрового электронного документооборота на госслужбе госкорпорации и госкомпании, государственные внебюджетные фонды, публично-правовые компании и «организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами». Все они получат право работать в федеральной государственной информационной системе ЕИСУКС, на базе которой будут создаваться, подписываться и храниться кадровые документы.

Для ведомств эксперимент стартовал 1 июня 2023 года и должен завершиться 31 мая 2024-го. Сейчас в нем участвуют Минцифры, Федеральное казначейство, ФНС, а на добровольной основе — федеральные госслужащие этих органов и желающие в них устроиться (см. “Ъ” от 30 августа 2022 года). Проект Минцифры предусматривает продление эксперимента до 27 ноября 2024 года. В его рамках в электронном виде создаются документы, в отношении которых предусмотрено оформление на бумаге или ознакомление в письменной форме (к примеру, трудовые договоры, заявления об увольнении). «Пилот» не распространяется на трудовые книжки и формируемые в электронном виде сведения о работе, а также на документы об освобождении от должности. На бумаге останутся и документы, приобщаемые к личному делу, по охране труда и акты о несчастном случае.

Пролонгация «пилота» дополняется еще одним новшеством от Минцифры — о наделении кадровых служб госорганов правом на прием заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи, на вручение сертификатов и проведение идентификации заявителя. В рамках эксперимента гражданские служащие смогут получить сертификат ключа проверки цифрового аналога своей подписи, не посещая удостоверяющий центр, пояснили “Ъ” в Минцифры.

При этом порядок выпуска самого сертификата не меняется — он так же выпускается центром или аккредитованной организацией, добавили в ведомстве.

«Инициатива интересная. Продукт нам пока не знаком, поэтому вопрос требует изучения. "Ростех" готов внедрять зрелые отечественные цифровые решения, которые позволят сократить бумажный документооборот и отвечают нашим корпоративным требованиям»,— прокомментировали “Ъ” инициативу о расширении эксперимента в этой госкорпорации.

«Общий тренд на цифровизацию кадровых документов — правильный. Коммерческий рынок кадрового электронного документооборота растет, и совершенно логично, что в госструктурах после проведения эксперимента он будет внедряться повсеместно»,— говорит президент Ассоциации разработчиков и операторов систем электронных услуг (РОСЭУ) Юрий Малинин. К примеру, количество электронных документов в КЭДО одного из операторов такого оборота в 2023 году выросло в десять раз в сравнении с 2022 годом, отметил он. По данным аналитического центра РОСЭУ, 69% крупнейших работодателей перешли или уже запланировали переход на КЭДО. «Плюсы "пилота" очевидны — это отработка единых сценариев и их оптимизация в кадровой работе госорганов, более качественная и оперативная работа с кадрами»,— говорит Юрий Малинин.

Эксперты «Контур.КЭДО» предполагают, что ключевым результатом тестирования может стать решение об обязательном переходе на кадровый электронный документооборот в госорганах. «Если эксперимент пройдет успешно, ведомства могут первыми перейти на обязательный кадровый ЭДО, а значит, введения обязательности для других российских организаций также можно ожидать в течение ближайших пяти лет»,— говорит руководитель сервиса «Контур.КЭДО» Юлия Попова. Тестирование коснется не только документооборота внутри организаций, но и между ведомствами — в этом случае КЭДО позволит госорганам упростить обмен документами, сделает его более прозрачным и контролируемым, минимизирует ошибки и сократит скорость передачи документов как внутри организации, так и между различными ведомствами, отмечает она.

Отметим также, что «выход» цифровизации кадрового документооборота за пределы системы органов исполнительной власти и распространение ее на госкомпании может впоследствии использоваться Белым домом и как подготовительный шаг к будущей полной цифровизации этой сферы. Аргумент о том, что госкомпании — это такие же коммерческие предприятия, как и частный бизнес, хотя и полностью или частично находящийся в госсобственности, регулярно приводится в дискуссиях для доказательства ненужности какого бы то ни было обособленного их регулирования и вполне может быть развернут: частные компании — те же госкомпании, только без госучастия, и уже опробованное на госАО КЭДО им никак не повредит.

Венера Петрова, Олег Сапожков.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Возврат к списку